Развитие компании можно вполне сравнить с войной. Основная ошибка большинства неопытных менеджеров – неподготовленность к жестким боевым действиям. Вот только часть списка фронтов. Это идентификация предприятия в определенной нише, логичный инвестиционный процесс, подготовленная стратегия финансирования и многое другое.
В менеджменте, прежде всего, необходимо соблюдение двух основных правил:
1.Согласованность общей стратегии развития компании. Сюда следует вписать инвестиционные планы и доступные финансовые инструменты.
2.Гибкость планирования. Изменение внешних факторов не должно создавать коллапс внутри компании и влиять на реализацию задуманного. Нужно иметь возможность поступить «вне плана», без ущерба для конечной цели.
Остановимся подробнее на формировании эффективной финансовой стратегии компании. Для начала важно понять, что финансовая часть, по сути своей, вторична. Она, несмотря на тесное взаимодействие, полностью подчиняется общей стратегии развития компании. Если предприятие склонно проводить активную инвестиционную политику, то финансовая стратегия направлена на привлечение средств и подбор оптимальных инструментов для этого. Параллельно, финансовая стратегия должна обеспечить устойчивость компании на время реализации инвестиционной программы. Как этого добиться? Остановимся подробно на каждом этапе.
Допустим, мы вырабатываем финансовую стратегию для компании из сектора продуктового ритейла. Необходимо определиться с набором инструментов привлечения финансирования. Это могут кредиты, векселя, облигации, как корпоративные, так и биржевые. Это вполне может быть выпуск дополнительных акций, продажа пакета акционером и т.д. Каждый из этих инструментов обладает, как достоинствами, так и недостатками.
Продуктовая компания ОАО «Магазин» по итогам последнего финансового года имеет относительно устойчивое финансовое положение.
Основные финансовые показатели деятельности компании
Ключевые показатели млн руб.
Валюта баланса 2000
Внеоборотные активы 400
Собственные средства 1000
Кредиты и займы 600
Коэф. Автономии собственных средств 50%
Финансовый рычаг 0,60
Выручка 6000
EBITDA 2000
EBITDA % 33%
Кредиты и займы/Выручка 0,10
Кредиты и займы/EBITDA 0,30
По данным в таблице видно, что компания вполне может нарастить долю заемного капитала и справиться с издержками дополнительного долга. Затраты на его обслуживание не обременительны и могут быть покрыты за счет текущей деятельности. После анализа целей и определения инструментов привлечения мы можем приступить к точному подбору его параметров. В нашем примере компания выглядит потенциально интересно для инвесторов. Отрасль привлекательна. Кроме того, показатели эффективности операционной деятельности являются достаточно надежными. Это также внушает оптимизм инвесторам. Мы понимаем, что при текущем финансовом положении, нет необходимости делиться акциями с потенциальными стратегическими инвесторами. Поэтому логично привлечь заемный капитал на долговом рынке. Это могут быть корпоративные, биржевые облигации, либо векселя. Выбирая механизм, мы должны руководствоваться текущей рыночной ситуацией.
Перед привлечением финансирования необходимо провести комплекс мероприятий. Как формальных, так и вполне осязаемых. Компании может понадобиться реформа структуры управления, приведение в порядок финансовой документации, аудит. Для регулятора, банков и инвестиционных институтов важно соответствие целому набору требований. Кроме того, в ходе подготовки необходимы «живые» встречи, с потенциальными инвесторами, самопрезентации, публикации в прессе, консультации, общение с аналитиками и т.д.
Будем считать, что точные цели привлечения финансирования определены. Теперь надо понять объем необходимых средств, сроки, приблизительный график погашения, исходя из доходных потоков операционной деятельности ОАО «Магазин». Обычно стоимость привлечения финансирования кратна объему и, как правило, стоит от 3 до 10% от суммы займа. Поэтому вполне может выясниться, что кредит, как форма привлечения средств, при удобной схеме погашения основного долга, может оказаться наиболее предпочтительным. Еще один инструмент, который может подойти нашей компании – вексель. Его плюсы - экономия административных и временных издержек, минимум работы с регуляторами. Как вариант, привлечение векселей в качестве предоблигационного этапа.
Рекомендуемые сроки по заемным операциям таковы: вексель – до 3-х месяцев, облигации – от 6 до 12 месяцев, кредит – до 3 лет. Исходя из задач инвестиционной программы, важно определить приемлемые сроки именно для нашей компании. Понять, успеваем ли мы запустить те или иные инструменты, подготовить потенциальных инвесторов на облигации. Вполне может оказаться, что при условии отсутствия публичности у компании, ее придется готовить как минимум 9 месяцев, проводя параллельно реорганизацию бизнеса, «причесывание» структуры. На время подготовки можно взять кредит на подходящих условиях, тем самым поддержать реализацию инвестиционной программы. Затем уже привлечение облигаций и реструктуризация кредита. Все это нужно рассчитать и разнести затраты по срокам. На каждом этапе появятся специфические затраты, которые также войдут в расчет.
В нашем случае конечной целью является повышение стоимости компании ОАО «Магазин». Нам удалось привлечь, допустим, 2 млрд руб. на срок три года. Это 40% инвестиционной программы. Результат – компания укрепилась в своей нише, в своем регионе. Дополнительный эффект – снижение логистических затрат, формирование мультиформатной сети, снижение отраслевых рисков и рост операционной прибыли в несколько раз. В процессе реализации финансовой стратегии, мы могли менять инструменты на любом этапе. У нас в арсенале были альтернативные способы привлечения средств, что не давало поставить под угрозу воплощение стратегических целей. Упор был сделан на долговые инструменты, т.к. к ним располагали финансовые показатели. Работа удачная, во многом из-за достаточно позитивных исходных данных. Но может быть и по-другому. Возьмем, к примеру, типичную среднюю компанию, балансирующую на грани финансовой устойчивости. Долг у нее существенный по сравнению с собственным капиталом. Привлечь дополнительные средства в этом случае можно, но компания вряд ли получит серьезный рост. А вот выжить и удержаться на рынке, решить свои насущные проблемы, вполне в состоянии.
2009 год был тяжелым для большинства компаний. Но многие сумели пересмотреть свою стратегию, приспособиться к текущим условиям. Те, кто не справился, отсеялись. В тоже время банки и другие потенциальные инвесторы накопили неудовлетворенный аппетит за время вынужденного простоя и высоких рисков. Компании, которые преодолели кризис, вынесли полезный урок, получили отличный опыт и доказали свою надежность. Один из признаков этого тезиса – готовность значительно снижать проценты по кредитам и предоставлять заемщикам приемлемые условия погашения. Так, допустим, в среднем банке сегодня можно взять кредит на 3 года под 16% эффективной ставки в рублях. Несколько месяцев назад платежи плавали в диапазоне 18-23%. В крупных банках, таких как Сбербанк, номинальная ставка находится в коридоре 12-17%. В отдельных случаях ставка может быть снижена и до 10%. В дальнейшем есть вероятность снизить ставку и до 8%. При этом, как в крупных, так и в средних банках, вполне можно добиться удобной схемы погашения основного долга. Все это дает вполне оправданные основания для оптимизма, и надежду на восстановления рынка капитала.