В 19 столетии профессиональный успех человека определяло умение читать и писать. В 20-м – владение английским языком и навыками работы с компьютером на очень высоком уровне. «Сегодня, в 21 веке особенно важна способность мыслить и действовать как предприниматель, так как переход от общества наемных работников к предпринимательскому неизбежен», – говорит профессор Николаус Франке, глава Венского института предпринимательства и инноваций и академический директор программы Professional MBA Entrepreneurship & Innovation в WU Executive Academy.
В своем фундаментальном исследовании «Бизнес и инновации» («Innovation and Entrepreneurship»), опубликованном в 1985 году, Питер Друкер уже предугадал переход к обществу, характеризующемуся высоким уровнем развития бизнеса, динамикой и инновациями. Согласно идеям другого великого австрийского мыслителя, Йозефа Шумпетера, предприниматель должен находиться в сердце экономической жизни, являясь движущей силой высокоразвитой, конкурентоспособной рыночной экономики.
Предпринимательское общество.
Идеи Питера Друкера оказались верными. Еще никогда в истории человечества изменения не оказывали столь сильного воздействия на бизнес и общество, как сегодня. Изменения неизбежно создают пространство для инноваций, и те, кто не готовы приспосабливаться, просто не выживают. Инновации – ключ к созданию успешной конкуренции, росту, прогрессу и процветанию. «Но они не появляются сами по себе. Для этого нужны увлеченные своим делом люди, которые будут способствовать появлению и внедрению инноваций. Кто-то должен распознавать возможности для возникновения чего-то нового, превращать идеи в продукты, услуги и бизнес-модели и помогать им достигать успеха и преодолевать сложности. Это как раз то, чем занимаются предприниматели», - объясняет профессор Франке.
В недавнем исследовании, основанном на опросе топ-менеджеров 350-ти крупнейших компаний мира, Всемирный экономический форум пришел к заключению, что диджитализация и роботизация, или так называемая Индустрия 4.0, приведут к потере пяти миллионов рабочих мест по всему миру уже к 2020 году. Эта тенденция будет касаться в основном видов деятельности, связанных с низкоквалифицированной и рутинной работой. Однако, количество рабочих мест, где нужен высококвалифицированный труд, будет компенсировать эти потери. Люди, наделенные образом мышления предпринимателя, будут выделяться на фоне остальных, так как предпринимательская деятельность не может быть автоматизирована.
Сегодня крупные транснациональные корпорации и фирмы, имеющие отношение к власти, уже не создают рабочие места. В действительности, количество людей, которое они нанимают, сокращается уже в течение длительного времени. Новые интересные вакансии в дальнейшем будут обеспечиваться за счет инновационных стартапов, а также малым и средним бизнесом. Но предприниматели нужны, разумеется, не только, когда речь идет о создании нового бизнеса. Все больше компаний делают акцент на привлечении людей с ярко выраженным предпринимательским мышлением, так называемых «интрапренеров». Вне зависимости от того, происходят ли изменения в области менеджмента, управления, политики или культуры - их следует рассматривать как возможность для инноваций.
Можно ли обучиться предпринимательству?
«Я считаю, что не только можно, но и нужно! Никто не рождается со знанием того, что необходимо для обнаружения и правильного использования предпринимательских возможностей. Можно попробовать прийти к этому самостоятельно. Однако учиться на собственных ошибках довольно болезненно. Проще воспользоваться имеющимися знаниями и опытом других людей», - заключает профессор Франке.