Искусственный интеллект, индустрия 4.0 или облачные вычисления – только некоторые примеры новых технологий, которые полностью изменили методы работы, коммуникации и взаимодействия с людьми. Учитывая всевозрастающую степень диджитализации, вряд ли можно найти организацию или отрасль, которую не затронула бы цифровая трансформация: организационные структуры, производственно-сбытовые цепи и сами бизнес-модели в корне изменились. Эффективность бизнеса все больше зависит от того, насколько он может адаптироваться к новым условиям и правильно реагировать на происходящие изменения. Какие специальные навыки необходимы топ-менеджерам в мире цифровых технологий, и существует ли алгоритм успешного проведения цифровой трансформации?
Ниже д-р Астрид Кляйнханнс-Ролле (Dr. Astrid Kleinhanns-Rollé), управляющий директор WU Executive Academy, подробно отвечает на эти вопросы.
Прошло то время, когда топ-менеджеры могли задаваться вопросом, повлияет ли на их бизнес цифровая трансформация и, если да, то насколько. Недавнее исследование, проведенное Венским университетом экономики и бизнеса среди топ-менеджеров в Австрии и Германии, показало, что 77% респондентов считают диджитализацию самой значительной тенденцией, оказавшей серьезное влияние на их бизнес. Сегодня каждый топ-менеджер является, по определению, «цифровым руководителем» (digital executive). Решающий вопрос для будущего той или иной компании, заключается в том, насколько быстро и эффективно она сможет преобразоваться в «цифровую организацию» («digital enterprise»)?
Ответом на этот вопрос является «цифровое лидерство» (digital leadership). Цифровому лидерству можно научиться, даже если менеджер не принадлежит к цифровому поколению.
Пирамида навыков «цифрового» руководителя
«Чтобы лучше понять текущие вызовы, такие как диджитализация, глобализация, демографические изменения и технологический прорыв, мы провели множество дискуссий с экспертами и нашими клиентами. Это помогло нам выявить три навыка, которыми должен обладать каждый «цифровой» руководитель. Представьте себе пирамиду,» - говорит Д-р Астрид Кляйнханнс-Ролле, управляющий директор WU Executive Academy.
1. Первое — и это основа пирамиды — управленцы должны развивать стратегическое понимание новых правил рынка, т.е. они должны понимать, какие экономические тенденции двигают цифровую трансформацию, и какие правила и привычные законы бизнеса необходимо пересмотреть.
2. Следующий уровень - лидерство на 360º. В частности, передать инициативу в руки молодых, креативных специалистов и экспертов по цифровым технологиям, которые играют роль «обратных» менторов (reverse mentors), если хотите, и традиционных сформированных команд управленцев в организационной среде, характеризующейся открытостью. Во время перемен компании должны внедрять специальные организационные формы и способы осуществления деятельности, которые позволяют им сосредоточить внимание на клиентах и функционировать в чётко организованном, гибком и экспериментальном режиме.
3. В верху пирамиды – инновации и стратегия: Как управленцы могут гарантировать, что бизнес-модель построена таким образом, что она обеспечивает долговременную прибыльность, и то, что клиенты постоянно взаимодействуют с организацией, используя цифровые технологии, а продукты и услуги разрабатываются с учетом потребностей клиентов?
«Самый большой вызов, с которым сталкиваются топ-менеджеры, - постоянное преобразование своих организаций. Чтобы успешно с ним справиться, им не только необходимо иметь определенный склад ума, но и навыки с тем, чтобы они могли быстро и успешно управлять изменчивой, неопределенной и сложной средой, в то же время, осуществляя руководство группой разных людей, не являющихся обычными подчиненными, включая индивидуальных предпринимателей, фрилансеров и бывших сотрудников,» - объясняет д-р Кляйнханнс-Ролле.
Восемь шагов для проведения успешной цифровой трансформации
Сегодня все топ-менеджеры знают, что цифровая трансформация оказывает воздействие на их организации. WU Executive Academy в своих образовательных программах уделяет особое внимание вопросам диджитализации и практическим аспектам её реализации. Совместно с австрийским экспертом по цифровому лидерству Мартином Гисвайном (Martin Giesswein) была запущена 8-шаговая программа, разработанная с целью помочь управленцам осуществить трансформацию в своих организациях. Д-р Кляйнханнс-Ролле кратко излагает 8 шагов:
«В первую очередь, управленцы должны быть осведомлены о трансформации (1). Почему организации необходимо меняться, и куда её направить? Следующий шаг – разработка сценария (2), т.е. использование различных методов для того, чтобы результаты технологических и экономических изменений стали осязаемы, и приведение в соответствие со стратегией (3): Соответствует ли выбранный процесс трансформации корпоративной стратегии? После этого, корпоративное венчурное финансирование (4)идет на внедрение инноваций в организации, например, вовлечение стартапов в процесс трансформации. Конечно, организации также необходимо пройти технологическую (5) и культурную (6) трансформацию, которая, несомненно, является самым большим вызовом. Трансформация в цифровую организацию не может успешно завершиться, если она не сопровождается постоянной внутренней и внешней коммуникацией (7). В процессе трансформации существует повторяющийся цикл: все шаги постоянно пересматриваются, а в конце проводится финальный общий обзор (8).»
Эти 8 шагов являются формулой успеха для управленцев, стремящихся произвести цифровую трансформацию в своих организациях в течение 12 месяцев.