Компании подвергают себя риску, пренебрегая формальными процессами управления рисками или полностью избегая их. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного инициативной группой Enterprise Risk Management Initiative института Северной Каролины (США) совместно с международной ассоциацией специалистов в области управленческого учета CIMA.
Авторы исследования опросили более 1300 руководителей по всему миру. Согласно результатам опроса более 70% респондентов считают, что процесс управления рисками в их компании недостаточно развит. Меньше половины - лишь 40% - удовлетворены качеством отчетности о важнейших рисках, предоставляемой топ-менеджементу компании.
Джиллиан Лиз, глава отдела исследований и разработок CIMA, комментируя результаты исследования, добавила: «Когда мы просим наших членов перечислить их актуальные первостепенные задачи, неизменно в верхней части списка задач стоит “совершенствование процесса управления рисками”. Более широкие круги деловой сферы должны к этому прислушаться». По мнению Джиллиан, готовность адаптироваться к рискам и переменам завтрашнего дня дает компании конкурентное преимущество, а неспособность сделать ни то ни другое означает обречь себя на провал.
В исследовании также рассматривался ERM — система управления рисками на предприятиях, направленная на выявление будущих угроз и выработку планов реагирования. Авторы пришли к неутешительному выводу, что распространенность ERM в мире недостаточно широкая: лишь 35% респондентов сказали, что в их компании имеется формальная система управления рисками предприятия. При этом 80% ответили, что их компания по меньшей мере несколько лет не проводила тренингов управления рисками среди членов руководства.
Марк Бизли, один из авторов исследования, сказал: «Необходимо, чтобы произошло несколько вещей. Организации должны разрабатывать системы управления рисками, которые бы интегрировались с их стратегией таким образом, чтобы компания получала более релевантную информацию относительно важнейших рисков, угрожающих успеху бизнеса. Должен появиться четкий путь, по которому информация по управлению рисками поступает наверх ─ тем, кто управляет стратегией, чтобы они могли оперативно отвечать на вызовы, которые иначе могут негативно повлиять на стратегический успех компании. Наконец, руководители компаний должны начать принимать реальные меры для решения этой назревшей проблемы ─ либо путем формирования совета по управлению рисками, либо назначив члена правления, ответственного за эту сферу. Только так компании смогут обеспечить свою адекватную информированность о ключевых стратегических рисках».
«Для того чтобы добиться успеха, руководители компаний должны принимать решения, обеспечивающие создание и сохранение ценности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Для этого они должны иметь полную картину, охватывающую риски, затраты и ценности. Это невозможно без постоянного притока комплексной, релевантной информации по всем необходимым аспектам бизнеса», — добавила Джиллиан Лиз.