По данным статистики за 2014 год в Управление Росреестра по Курганской области поступило 131174 запроса на предоставление сведений из Единого государственного реестра прав, из них запросили сведения об объекте недвижимого имущества и о переходе прав на объект недвижимого имущества 22 034 заявителя. Это значит, что такое количество заявителей как минимум два раза обращались в пункты приема документов ГБУ «МФЦ» и в Центр предоставления государственных услуг Росреестра для того, чтобы сначала подать заявление на получение сведений из ЕГРП, а затем получить итоговый документ. А это трата времени и средств, ожидание в очереди, внесение платы в отделениях банка.
Абсолютное большинство из числа обратившихся заявителей могли значительно облегчить себе задачу, воспользовавшись возможностями электронных сервисов Росреестра на Портале государственных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» информация об объекте недвижимого имущества и о переходе прав на объект является общедоступной и ее может получить любое лицо. Получение сведений из ЕГРП (а именно они служат единственным достоверным и актуальным источником!) важно в первую очередь тем, кто принял решение приобрести недвижимость. Имея на руках выписку из ЕГРП (содержащую общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости) можно удостовериться в том, что собственником является именно Ваш продавец, а не иное лицо, убедиться в отсутствии арестов и запретов на приобретаемый объект недвижимого имущества, которые в дальнейшем могут воспрепятствовать совершению сделок. Графа выписки «Правопритязания» сигнализирует о наличии представленных на государственную регистрацию документов или поданных заявлений о возражении в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости.
Кроме того, запросив сведения о переходе прав на объект недвижимого имущества, вы имеете возможность узнать – кому и когда принадлежала недвижимость. В этом документе содержится полная информация об объекте недвижимого имущества и о каждом правообладателе этого объекта с указанием даты, номера регистрации, вида зарегистрированного права, даты, номера и основания государственной регистрации перехода (прекращения) права. В отношении основания государственной регистрации перехода (прекращения) права указывается тип (вид) документа, на основании которого осуществлена государственная регистрация перехода (прекращения) права (например, «договор купли-продажи», «судебный акт»). Такие сведения, к примеру, пригодятся тем, кто собирается оспаривать сделки в суде. Заказав такую выписку, все совершенные сделки будут наглядны и доказать свое право в суде будет гораздо легче.
Чтобы запросить сведения в электронном виде, необходимо:
1. Используя Интернет, зайти портал Росреестра,
2. Перейти в раздел «Электронные услуги и сервисы», выбрать вид запроса «Подать запрос на получение сведений из ЕГРП»,
3. Заполнить форму запроса, состоящую из 4 шагов, а также способ получения итогового документа (в виде бумажного документа почтовым отправлением по адресу заявителя или на бумажном носителе в офисе приема граждан, либо в электронном виде по указанному адресу электронной почты),
4. Проверить правильность введенных данных и выбрать «Отправить запрос» (если с запросом о предоставлении общедоступных сведений об объекте или о переходе прав на объект обращается физическое лицо, подписывать запрос усиленной квалифицированной электронной подписью не требуется),
5. Оплатить услугу, используя код платежа, который высылается автоматически на адрес электронной почты, указанный в запросе,
Оплату за предоставление сведений можно произвести также через Портал с помощью системы оплаты «Qiwi кошелек», через систему интернет банка «Сбербанк ОнЛ@йн», пластиковой карты или через терминалы.
6. Получить итоговый документ в электронном виде на Портале Росреестра, указав код, присвоенный при формировании запроса.
В случае выбора способа получение в виде бумажного документа на электронный адрес поступит сообщение о том, что запрос отработан и направлен на указанный Вами почтовый адрес, либо передан в офис приема граждан для его выдачи.
Выписки и справки, полученные в виде электронного документа посредством Интернет – портала, являются официальным документом, который подписывается усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписью специалиста Управления Росрееста, и имеет такую же юридическую силу, как и документ на бумажном носителе.
Услуги, представляемые в электронном виде, имеют ряд неоспоримых преимуществ: не требуется личное обращение в пункт приема – выдачи документов, круглосуточный доступ для получения информации, возможность контролировать статус поданной заявки/запроса.