03.12.2014 18:08
Новости.
Просмотров всего: 23354; сегодня: 4.

Закрытие «Южного потока» — риски и перспективы проекта

О рисках и перспективах развития крупномасштабного проекта «Южный поток» рассуждает Сергей Демиденко — председатель Экспертного совета по развитию отношений c Китаем и странами Востока НИИ корпоративного и проектного управления (НИИ КПУ).

Итак, «Южный поток» закрыт. Проект, начало которому было положено в декабре 2012 года, прекратил свое существование ровно через два года.

В связи с ухудшением отношений России и ЕС, Болгария осенью этого года запретила тянуть трубы через свою территорию. Подобное развитие ситуации поставило «Газпром» в крайне затруднительное положение. Ведь все подготовительные мероприятия уже были проведены и даже сделаны трубы для первой нитки газопровода.

Касаясь значимости такого масштабного проекта для российской энергетической стратегии, стоит сказать, что политическое значение проекта значительно превосходило значение экономическое. Цели создания этого транзитного направления были очевидны — снизить зависимость отечественного энергетического гиганта от нестабильной Украины. На эти цели денег не жалели (25 млрд. долларов составили уже вложенные инвестиции, 5 млрд. евро «Газпром» только в этом году потратил на морскую часть проекта).

В условиях относительно неплохих и стабильных отношений между Москвой и Брюсселем последних лет «Южный поток» вызывал у европейских партнеров определенный интерес (так как и Европа тяготилась постоянными «газовыми войнами» между Россией и Украиной). Акционерами его были Eni, EdF и Wintershall, OMV, Magyar Villamos Művek Zrt. и многие другие компании. Однако грянул Евромайдан, и направление развития европейско-российских отношений пришлось существенным образом пересматривать. Одной из жертв этой корректировки и стал «Южный поток».

В сложившихся условиях «Газпрому» пришлось искать новые способы снизить свои риски, связанные с зависимостью от Украины, а также показать Европе, что свет не сошелся на ней клином. Очевидно, что взоры отечественных «капитанов бизнеса» обратились в сторону Турции с ее растущими потребностями в энергии. Последние договоренности между Москвой и Анкарой, достигнутые в ходе нынешнего визита в Турецкую Республику Президента России В.Путина, направлены, в том числе, и на достижение именно этих целей.

Россия планирует расширить мощности уже существующего «Голубого потока», а также проложить в Турцию дополнительную трубопроводную ветку. Это будет совершенно новый проект, к которому планируется привлечь новых инвесторов.

Однако после того как в Анкаре прозвучала речь российского лидера, исполненная критических замечаний (абсолютно справедливых) в адрес ЕС, вдруг выяснилось, что ориентирован новый проект будет не только на Турцию, но и на страны Южной Европы.

По словам главы «Газпрома» А.Миллера, по гипотетическому газопроводу для нужд Турецкой Республики будет поставляться лишь 4 млрд. кубометров газа в год, остальные же объемы сырья (примерно 50 млрд. куб. м в год) предназначаются для Южной Европы (с этой целью на границе Турции и Греции должен быть спроектирован газовый хаб).

Таким образом, «Газпром» не собирается кардинальным образом пересматривать свою энергетическую стратегию на западном направлении, переориентируя основные потоки сырья из Европы в Турцию. То есть «информационной сопровождение» проекта кардинальным образом диссонирует с его реальной наполненностью. И это не удивительно, ведь риски подобного проекта крайне велики, что, в принципе, хорошо понимают в «Газпроме».

Например, есть мнение, что активного роста спроса на российское «голубое топливо» в Турецкой Республике в ближнесрочной перспективе не будет: во-первых, в принципе непонятны возможности зависимой от европейских и дальневосточных инвестиций турецкой экономики. А во-вторых, из-за сбалансированности турецкой стратегии энергетического импорта, основанного на примерно равных долях поставок из Ирана, России, Азербайджана и Катара.

То есть «турецкие горизонты» пока чрезвычайно туманны, а Европа как нуждалась, так и будет нуждаться в нашем газе (по крайней мере, пока не запущен проект «Набукко» с участием Ирана).

Неуступчивая позиция ЕС вкупе с неясной позицией Турции вновь поднимают вопрос о возможности разорвать нашу транспортную зависимость от Украины. К сожалению, пока и этот вопрос повисает в воздухе. Гипотетический газопровод ориентирован на покрытие потребностей Греции (и, возможно, Болгарии). Что же касается Сербии, Италии и ряда балканских государств, то они будут снабжаться за счет сырья, перекачиваемого через Украину.

Диверсифицировать энергетическую стратегию России в текущих условиях пока не получается. На мировом газовом рынке у нас слишком много конкурентов. Данное утверждение звучит почти абсурдно, принимая во внимание, что не так уж и много на свете стран, поставляющих газ. Однако эти несколько государств так плотно переделили рынок, что найти на нем для отечественного сырья какую-либо новую нишу пока просто не представляется возможным.

По факту получается — ситуация не изменилась. Основной импортер — Европа, основной транспортный коридор — через Украину. Иных вариантов, увы, нет.


Ньюсмейкер: Агентство независимой журналистики — 50 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
29.10.2024 18:33 Аналитика
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
Электросамокаты стали одной из самых горячих тем летнего сезона 2024 года. На фоне ограничений и штрафов, которые ввели главные игроки рынка кикшеринга, в социальных сетях разгорелись целые баталии. Не утихают споры о том, что дает электротранспорт горожанам — удобство и мобильность или дискомфорт...
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
29.10.2024 12:35 Мероприятия
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
В пресс-центре ТАСС прошла конференция, посвященная годовщине освобождения Украины войсками Красной армии от оккупации нацистов и их пособников. Организатор мероприятия - Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации. Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
28.10.2024 18:30 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
«Выберу.ру» составил рейтинг банков с наиболее выгодными автолюбителям картами благодаря кешбэку на АЗС, за покупку запчастей, автосервис и шиномонтаж.   В ходе исследования эксперты финансового маркетплейса «Выберу.ру» изучили текущие параметры продуктов всех российских банков. В результате...
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
28.10.2024 18:14 Аналитика
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
В конце сентября 1941 года началась великая битва под Москвой. Это было одно из крупнейших событий Второй мировой войны. Не сумев после Смоленского сражения сходу прорваться к Москве, немцы не успокоились. 6 сентября фашисты приняли новое решение захватить Москву, разработав план операции «Тайфун»...
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
28.10.2024 17:34 Консультации
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
Бизнес в малых городах - это хорошая возможность открыть свое дело, не подвергая себя рискам крупных городов. В их числе высокая конкуренция, сложности с поиском хороших локаций, пресыщенность местных жителей ассортиментом товаров и услуг и др. У бизнеса в малых городах есть своя специфика, зная...