Согласно пятому ежегодному отчету SITA о проблемах обработки багажа при авиаперевозках (SITA Baggage Report), в 2008 году количество неправильно обработанного багажа снизилось более чем на 20 % - с 42,4 до 32,8 млн. единиц. В исследовании учитывались случаи задержки, повреждения и кражи зарегистрированного багажа. Количество безвозвратно потерянного багажа также существенно снизилось - с 1,28 млн. до 736 000 единиц.
Генеральный директор SITA Франческо Виоланте (Francesco Violante) отметил: «Впервые с начала публикации этого отчета мы зафиксировали значительное сокращение как количества неправильно обработанного, так и безвозвратно утерянного багажа. В 2008 году число неправильно обработанных единиц багажа уменьшилось почти на 10 млн., что сэкономило отрасли приблизительно 800 млн. долларов».
«Эта положительная динамика отчасти является результатом различных отраслевых мероприятий, которые привели к уменьшению числа регистрируемых багажных мест, и, в итоге, снижению количества неправильно обработанных единиц багажа. Кроме того, показатели 2008 года подтверждают, что инициативы по обработке багажа, такие как «Программа международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) по улучшению процессов обработки багажа» и интегрированные решения SITA, приносят положительные результаты, помогая одновременно и отрасли и пассажирам».
SITA разработала ставшую отраслевым стандартом, полностью автоматизированную систему поиска багажа WorldTracer, которой пользуются более 440 авиакомпаний и операторов наземного обслуживания во всем мире. В прошлом году база данных WorldTracer зафиксировала 14,28 единиц неправильно обработанного багажа на тысячу пассажиров, тогда как в 2007 этот показатель составлял 18,86.
Большая часть из 32,8 млн. пропавших багажных единиц была возвращена владельцам в течение двух суток, и только 0,32 багажных места на тысячу пассажиров, или 736 000 единиц, так и не были найдены (в 2007 году этот показатель составил 0,57 мест на тысячу пассажиров, или 1,28 млн. единиц). Благодаря сокращению количества неправильно обработанного багажа в прошлом году общеотраслевые потери сократились на 800 млн. долларов, до 2,9 млрд. долларов.
Количество пассажиров в 2008 практически не изменилось, составив 2,3 млрд. человек (прирост по сравнению с 2007 году 1,4%). Уменьшение объема неправильно обработанного багажа также связано с тем, что все больше авиакомпаний взимают плату за багаж, что в итоге приводит к снижению числа регистрируемых багажных единиц. Некоторые компании смягчают свою политику в отношении ручной клади, что также способствует уменьшению количества регистрируемого багажа.
Авиаперевозчики и аэропорты уделяет большое внимание решение проблем, связанных с обработкой багажа: 49% авиакомпаний и 55% аэропортов, опрошенных SITA в 2008, указали на высокий и очень высокий приоритет IT-инвестиций, направленных на «улучшение процессов обработки багажа».
Авиакомпаниям выгодно уменьшение объема, как регистрируемого багажа, так и ручной клади, так как более легкий самолет расходует меньше топлива, а меньшее количество багажа на борту ускоряет оборот воздушного судна и сокращает число компенсаций, выплачиваемых за поврежденный и утерянный багаж. В отрасли прослеживается четкая тенденция поощрять пассажиров уменьшать вес и количество своего багажа, с одной стороны, и вводить оплату процедур регистрации багажа, с другой. Дополнительные доходы за счет багажных тарифов растут у многих европейских и североамериканских авиакомпаний.
Аэропорты во всем мире работают с полной загрузкой, поэтому явное снижение количества регистрируемого багажа и уменьшение пассажиропотока, отмеченные к концу 2008 г., снизили нагрузку на инфраструктуру аэропортов, в том числе и на системы обработки багажа.
Самой большой проблемой для багажных служб остается перегрузка с одного борта на другой, хотя процент неправильно обработанного багажа при транзите стабильно падает: 61% в 2005 и 49% - в 2008.
Другими причинами, приводящими к неправильной обработке багажа, по данным WorldTracer, являются:
• непогрузка - 16%,
• ошибка в билете, замена багажа, безопасность, другое - 13%,
• ошибка в пункте прибытия - 8%,
• аэропортовые, таможенные, погодные, массогабаритные ограничения - 6%,
• ошибки погрузки-разгрузки - 5%,
• ошибки маркировки - 3%.
Недавно IATA представила мировым авиакомпаниям «Программу улучшения процессов обработки багажа» (Baggage Improvement Programme), целью которой является двукратное сокращение количества неправильно обработанного багажа к 2012 г., что в итоге позволит отрасли сэкономить от 1 до 1,9 млрд. долл. Некоторые авиакомпании уже сообщают о впечатляющем сокращении количества неправильно обработанного багажа в результате применения этой программы, в которой в прошлом году приняли участие 9 авиакомпаний и 9 аэропортов.
Работа с багажом по принципу «от двери до двери» также оказывает большую помощь. Регистрация багажа за пределами аэропорта уже предлагается 15% авиакомпаний, еще 18% планируют предложить эту услугу в ближайшие два года. По данным проведенного SITA опроса пассажиров, почти 50% респондентов хотят воспользоваться этой услугой, при этом более 40% из них готовы за нее платить.
SITA упрощает связь между авиакомпаниями и локальными системами обработки и управления багажом, обеспечивая доставку багажа в пункт назначения. Система SITA BagMessage в 2008 г. передала более 812 млн. сообщений, которыми обменивались автоматизированные системы регистрации авиакомпаний и автоматизированные багажные системы.
Полная версия отчета на сайте www.sita.aero/baggage_report