Компания «Комбарко» с успехом завершила пробные стендовые испытания полноразмерного макета супервариатора для легковых коммерческих автомобилей. Реализация проекта по созданию супервариатора была начата в конструкторском бюро компании в 2010 году. Первый прототип инновационной трансмиссии ушел в производство в 2011 году.
Пробные испытания проводились в собственной специально созданной испытательной лаборатории ЗАО «Комбарко». Нагрузочный стенд позволяет независимо регулировать частоту вращения и нагрузку на входном и выходном валах супервариатора. Все параметры работы и показания измеряются посредством высокоточных датчиков и регистрируются многоканальной системой сбора данных.
«На первом этапе предельные нагрузки были ограничены на уровне 50% от номинальных значений крутящего момента и частоты вращения. В процессе испытаний супервариатор продемонстрировал КПД до 94%, причем его значения оставались высокими даже на очень малых нагрузках!», - пояснил ведущий разработчик супервариатора, главный конструктор ЗАО «Комбарко» Виталий Давыдов.
Таким образом, был успешно завершен первый этап комплексной программы испытаний, включавший обкатку, настройку системы управления и пробные нагружения трансмиссии в установившихся режимах с измерением основных характеристик.
Дальнейшая программа испытаний предусматривает измерение характеристик с полной нагрузкой, отладку работы в переходных режимах, определение ресурса. Испытания запланированы на сентябрь-ноябрь 2012 г.
Прототип созданного супервариатора имеет 5 бесступенчатых диапазонов регулирования - 4 «вперед» и 1 «назад» Между четырьмя бесступенчатыми диапазонами движения «вперед» также имеются 3 фиксированных передачи. Номинальная входная частота вращения составляет 4000 об/мин, а номинальный входной крутящий момент 250 Нм. При этом максимальный выходной крутящий момент достигает 1100 Нм, а минимальное передаточное отношение составляет 0.56. КПД супервариатора в основном диапазоне регулирования составляет 94..96%, а при включении фиксированных передач повышается до 98%!
Применение супервариатора на автомобилях позволит экономить от 10% топлива при движении в загородном цикле до 30% при движении в условиях заторов. В дальнейшем на основе супервариатора и маховичного накопителя специалистами ЗАО «Комбарко» будет создана гибридная силовая установка нового типа, применение которой снизит расход топлива автомобиля в городском цикле как минимум на 50 %, а также значительно уменьшит шум и количество вредных выбросов в атмосферу.