Время, когда веб-сайт был простым набором HTML-страничек, давно прошло. Сегодня технологии времен зарождения всемирной паутины, которые требуют написания HTML-кода отдельно для каждой страницы, окончательно стали уделом любителей. А настоящий, профессиональный сайт превратился в интегрированную систему, в основе которой лежат программы (скрипты), обеспечивающие поиск, выдачу и оформление нужной пользователю информации.
На сленге веб-мастеров программный комплекс, обеспечивающий функционирование сайта, называют обычно "движком". А более официальным термином для обозначения этой группы программных продуктов служит аббревиатура CMS, что расшифровывается, как Content Management System - то есть система управления контентом.
Нередко система управления сайтом создается специально под конкретную задачу самим автором сайта или на заказ. Но далеко не всякому под силу самостоятельно написать «движок», а набор скриптов, созданный по индивидуальному заказу, обычно очень недешево стоит.
И тогда на помощь приходят CMS, разработанные для широкого круга задач. Такие системы управления контентом могут быть специализированными или универсальными. К первой категории относится, например, WikiMedia, ориентированная на словарное или энциклопедическое расположение материала. Именно на этом движке основана знаменитая постоянно пополняемая энциклопедия «Википедия» и множество других больших и малых энциклопедий в сети.
Существуют специальные словарные движки, CMS, ориентированные на создание библиотеки или файлового архива, CMS, предназначенные для средств массовой информации и т.п. Скрипты форумов и блогов тоже можно отнести к числу специализированных систем управления контентом.
Но в последнее время все боле широкую популярность приобретают системы управления сайтами, пригодные для неограниченного круга задач – то есть универсальные.
Некоторые из этих систем бесплатны. Трудно сказать, какая из этих CMS наиболее популярна, но, пожалуй, пальму первенства следует отдать системе управления контентом Joomla, наследнице знаменитой CMS Mambo, стоявшей практически у истоков распространения общедоступных систем управления сайтами.
Бесплатная система управления контентом может похвастаться одним несомненным достоинством – отсутствием необходимости вкладывать в создание сайта серьезные средства. У систем с открытым кодом – таких как та же Joomla – есть и другие важные особенности: например, возможность бесконечного расширения путем добавления модулей и плагинов.
Однако список недостатков бесплатных движков гораздо более обширен. Тут и отсутствие профессиональной технической поддержки, сопряженное с необходимостью самому изучать документацию и спрашивать совета на форумах у других таких же любителей, тут и постоянно латаемые, но обнаруживаемые вновь и вновь уязвимости и прорехи в безопасности, тут и проблемы с сервером, возникающие при неоптимальной настройке системы.
Борьба со всеми этими багами для любителей может показаться даже увлекательной, но деловых людей, которым нужен стабильно работающий сайт, такой вариант не устраивает. Поэтому они, как правило, предпочитают платные CMS – такие, например, как отечественная CMS система управления сайтом Директор - http://www.director.su/.
Уже в минимальной конфигурации эта система управления контентом позволяет создать полноценный сайт с неограниченным числом страниц и широкими возможностями администрирования. А более мощные конфигурации открывают почти безграничные возможности для создания сайта любого назначения – от корпоративного портала до электронного средства массовой информации, не уступающего лучшим образцам, известным в Рунете и за его пределами.