Крупнейший владелец рекламных конструкций в Московской области компания НИКЭ приняла участие в конференции по проблемам отрасли Подмосковья.
Конференцию «Проблемы недобросовестной конкуренции на рекламном рынке Подмосковья» провело Подмосковное отделение общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» совместно с Правительством Московской области.
Конференция стала открытой площадкой для обсуждения всех проблем в работе рекламораспространителей, а также для обмена опытом в регулировании отрасли муниципальными властями.
О системе работы с участниками рынка наружной рекламы в Красногорском районе рассказал заместитель Главы района Игорь Левченко. По его словам, формирование этой системы началось несколько лет назад с полного анализа ситуации в отрасли, ревизии всех установленных рекламных конструкций. В настоящее время в этом реестре числятся около 1400 конструкций (почти 40 тыс кв. м. рекламных площадей). Параллельно создавалась местная нормативная правовая база, ставшая основой для работы с рекламораспространителями. «Сегодня на территории Красногорского района действуют порядка 25 рекламных фирм и индивидуальных предпринимателей, - подчеркнул И. Левченко, - у которых есть четкие очертания того, куда необходимо обращаться, как получать разрешение на установку рекламных конструкций». В районе проводятся конкурсы на рекламные места, в которых предприниматели принимают активное участие. Открытая и понятная бизнесу система работы дает положительные результаты, в том числе финансовые — поступления в местный бюджет от рекламы исчисляются суммами порядка 17-20 миллионов ежегодно.
Пример Красногорского района — один из немногочисленных положительных примеров в Московской области. В подавляющем большинстве территориальных образований региона регулирование наружной рекламы характеризуется целым рядом нерешенных вопросов.
Так, по словам Председателя правления Ассоциации саморегулирования в области рекламы, члена Комиссии по рекламе регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Голованова в большинстве территориальных образований Московской области нормативно-правовые акты не только не отражают чаяния предпринимателей, но и зачастую противоречат федеральному Закону «О рекламе».
Во многих городах и районах Подмосковья до сих пор существует незаконная практика передачи полномочий органов местного самоуправления хозяйствующим субъектам, как правило, муниципальным унитарным предприятиям (МУПам). Они работают, «обилечивая» предпринимателей, готовя документацию для выдачи разрешений, взимая плату за установку и эксплуатацию рекламных конструкций, тогда как по закону эти платежи должны поступать в местные бюджеты.
Представитель компании «НИКЭ» Максим Тарасевич рассказал об опыте участия в торгах на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В некоторых муниципальных образованиях торги успешно реализуется - например, в Клинском, Егорьевском, Красногорском районах, а также в городском округе Ивантеевка».
Однако в организации торгов в целом ряде территориальных образований наблюдаются целые «букеты» нарушений Гражданского кодекса, законодательства о рекламе и конкуренции. Существуют различные схемы проведения торгов под единственного участника, когда «нужный» претендент по стартовой цене выигрывает торги и несет при этом минимальные издержки. В результате бюджет недополучает значительные средства. Практикуется снятие других участников торгов по формальным поводам, утаивание от неугодных претендентов «открытой» информации о рекламных местах, выставляемых на торги, различные способы затягивания процесса приема заявок и т. д.
По мнению М. Тарасевича, много вопросов возникает у рекламщиков по поводу проведения торгов в Пушкинском, Дмитровском, Подольском, Орехово-Зуевском районах, городе Домодедово. Уже накоплена практика судебного оспаривания результатов рекламных конкурсов — около трети из проведенных торгов были оспорены и отменены.
Проблемы наружной рекламы касаются не только операторов рынка, но и предпринимателей других сфер бизнеса. Предприниматель, руководитель отделения «ОПОРЫ РОСИИ» города Железнодорожный Георгий Удальцов поделился своим опытом согласования вывесок: «Исполняя закон о «Защите прав потребителей», судебные тяжбы мне пришлось вести в отношении МУП «Управление Архитектуры и Градостроительства» города Железнодорожный, который занимается согласованием вывесок. Под действие закона «О рекламе» эти вывески не подпадают, и оплата за них не положена. А МУП потребовал с меня оплату даже за вывески на строениях, являющихся моей частной собственностью. Получается, что в городе Железнодорожный платить нужно МУПу за собственную вывеску на собственной стене. Абсурд! Только четверо предпринимателей отказались подписывать эти договоры и доказали свою правоту в судебном порядке. Лично у меня пять подобных судебных решений, причем, все они по одной и той же вывеске. Видимо, именно эту ситуацию имел в виду Президент России Д.А. Медведев, когда потребовал от чиновников: «Прекратите «кошмарить» бизнес!».
Руководитель рекламного агентства «ВинЭкс» Дмитрий Цибисов из города Чехова изложил свое мнение по поводу грядущего окончания действия договоров на рекламные конструкции и перехода на распределение мест путем торгов. Он выразил опасения, что «возможен некий коллапс, если не будет решен вопрос о пролонгации договоров, так как большинство разрешений были выданы примерно в одно и то же время, и провести конкурсы сразу по всем этим конструкциям будет очень сложно». Также он отметил, что в такой ситуации неопределенности предприниматели не решаются вкладывать значительные инвестиции в основные фонды. В итоге - рекламоносители в Московской области далеки от мировых стандартов по техническому качеству и визуальному исполнению.
Выступления участников перешли в живую дискуссию по проблемам отрасли, в ходе которой чиновники и предприниматели высказали свои мнения по всем затронутым вопросам. Первый заместитель министра экономики Правительства Московской области Валерий Фильченков в своем выступлении подчеркнул важность поддержки малого и среднего бизнеса, который составляет основу наружной рекламы Подмосковья. Итоги мероприятия подвел Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», председатель Подмосковного отделения организации Владислав Корочкин: «Мы не просто поговорили о наболевшем, мы обозначили проблемы, сформулировали их, что позволит в дальнейшем перевести их в задачи. Важность решения этих задач объясняется тем, что реклама — это некий мультипликатор. Условно говоря, одно дело, когда предприниматель производит что-то хорошее, и у него нет рекламного щита на дороге - он продаст 2 единицы продукции. А разместил рекламу на щите, сообщил о себе покупателям — продал 100 единиц. Значит, поступления в местный бюджет увеличатся в 50 раз. Если представители муниципальных образований, которые были сегодня здесь в зале, понимают это, то они должны выработать какие-то механизмы для продвижения с помощью рекламы продукции своих местных производителей, которые, в свою очередь, платят в муниципальный бюджет налоги, на которые муниципальные образования и живут».
По окончании Конференции было решено подготовить итоговую резолюцию, в которой отразить озабоченность участников рынка ситуацией, сложившейся в отрасли. В частности, поступило предложение создать рабочую группу с участием Правительства Московской области и региональной антимонопольной службы по вопросам наружной рекламы, организовать и провести обучающие семинары с представителями администраций городов и районов Подмосковья, а также с предпринимателями, работающими в сфере наружной рекламы.