Главная Вмененка и упрощенка Порядок исчисления налоговой базы



Порядок исчисления налоговой базы
05.12.12 14:04
Порядок исчисления налоговой базы

Объектом налогообложения признаются:

– доходы;

– доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. И не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, налоговой базой признается денежное выражение полученных ими доходов.

Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение полученных ими доходов, уменьшенных на величину понесенных ими расходов.

При этом следует иметь в виду, что доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату получения таких доходов и (или) на дату оплаты таких расходов.

Доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) и иного имущества, учитываются в совокупности с доходами, полученными в денежном выражении. Денежное выражение таких доходов определяется исходя из рыночных цен, устанавливаемых применительно к порядку, предусмотренному ст. 40 НК РФ.

Доходы, которые не учитываются при налогообложении.

При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ.

1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

4) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах первоначального взноса участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

5) в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах первоначального взноса участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

6) в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;

7) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей;

8) в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

9) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение;

10) в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;

11) в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации;

от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам;

12) в виде сумм процентов, полученных в соответствии с требованиями ст. 78, 79, 176 и 203 НК из бюджета (внебюджетного фонда);

13) в виде сумм гарантийных взносов в специальные фонды, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, предназначенные для снижения рисков неисполнения обязательств по сделкам, получаемых при осуществлении клиринговой деятельности или деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг;

14) в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. (при условии ведения раздельного учета доходов (расходов)),. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами:

в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

в виде полученных грантов. (грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;

в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

в виде аккумулированных на счетах организации– застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования;

в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно– технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно– исследовательских и опытно– конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно– технической политике»;

в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;

в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации;

в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 178-ФЗ)

в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц;

15) в виде стоимости дополнительно полученных организацией – акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе);

16) в виде положительной разницы, образовавшейся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов расчетных цен на драгоценные камни;

17) в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

18) в виде стоимости материалов и иного имущества, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со ст. 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;

19) в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней;

20) в виде имущества и (или) имущественных прав, которые получены организациями государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов Российской Федерации от операций с материальными ценностями государственных запасов специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов и направлены на восстановление и содержание указанных запасов;

21) в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации;

22) в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности;

23) в виде основных средств, полученных организациями, входящими в структуру Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) (при передаче их между двумя и более организациями, входящими в структуру РОСТО), использованных на подготовку граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации;

24) в виде положительной разницы, полученной при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;

25) в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг (за исключением резервов, расходы на создание которых в соответствии со ст. 300 НК РФ ранее уменьшали налоговую базу);

26) в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа;

27) в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

28) в виде сумм, полученных операторами универсального обслуживания, из резерва универсального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

29) в виде имущества, включая денежные средства, и (или) имущественных прав, которые получены ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью;

30) в виде имущества (работ, услуг), полученного медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке.

2. При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. (При этом вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений).

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично– правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

1.1) целевые поступления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно.исследовательских и опытно.конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно.технической политике»;

2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

4) средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;

5) совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;

6) пенсионные накопления, в том числе страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, предназначенные на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;

9) средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально.культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

10) использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;

11) имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;

В случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

В соответствии с письмом Минфина России от 20 августа 2007 года № 03-11-04/2/208, «упрощенщик», который платил налог с доходов, при переходе на общий режим не вправе учесть в расходах принятые ранее работы и услуги.

Любая организация, применяющая «упрощенку», в течение года может лишиться своего права на использование этой системы. Например, может произойти превышение максимального порога выручки. В этом случае, начиная с того квартала, в котором допущено несоответствие, нужно платить общие налоги. И здесь неизбежно возникает вопрос, как учитывать так называемые переходные расходы, то есть относящиеся к одному периоду, но оплаченные в другом.

Переходные расходы, в соответствии с письмом Минфина от 20 августа 2007 г. № 03-11-04/2/208, следует учитывать по особому. Порядок учета отличается от того, который применяют те компании, которые исчисляли «упрощенный» налог с разницы между доходами и расходами.

Затраты на сырье и материалы, которые на момент перехода на общий режим не были переданы в производство, можно учесть при расчете налога на прибыль. Равно как и принять по ним к вычету НДС.

Зарплату, начисленную в период, когда компания еще применяла «упрощенку», при переходе на общий режим включить в расходы нельзя. Независимо от того, когда фактически произошла выплата заработной платы или перечисление взносов.

Отметим, что если компания рассчитывала единый налог с разницы между доходами и расходами, то принцип учета переходных расходов, по мнению тех же чиновников, будет иным: непогашенные долги по зарплате и взносам в Пенсионный фонд включаются в расходы на дату перехода. Такой вывод следует из письма Минфина России от 1 июня 2007 г. № 03-11-04/2/154.

Выполненные работы или оказанные услуги принятые, до перехода на общий режим налогообложения, но оплаченные после перехода, не могут быть списаны на расходы при расчете налога на прибыль.

Относительно учета сырья и материалов с чиновниками не поспоришь. А вот что касается расходов по работам и услугам, то тут выводы Минфина России можно подвергнуть сомнению. С одной стороны, позиция чиновников выглядит логично. Ведь если у «упрощенщика» объект налогообложения – доходы, то произведенные расходы на величину налоговой базы не влияют. А после перехода на общий режим действует уже метод начисления. То есть момент оплаты не важен, а важен период, в котором возник расход: была начислена зарплата, приняты работы или услуги от подрядчика.

Но с другой – если работы или услуги не были оплачены при «упрощенке», то их можно отнести на расходы при расчете налога на прибыль в первый же день применения общего режима. Такой порядок установлен подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ. И в кодексе нет оговорки, что это правило установлено только для «упрощенщиков» с базой «доходы минус расходы». Но, как видим, чиновники этот общий подход не разделяют.

Поэтому, если сумма «переходных» затрат существенна для компании, есть смысл поспорить с чиновниками.

Доходы от реализации учитываются исходя их всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме (п. 2 ст. 249 НК РФ).

В случае прекращения встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем векселя третьего лица, датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг) признается день поступления указанного векселя.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ средства, полученные по договорам кредита или займа, независимо от формы оформления заимствований, а также средства, полученные в счет погашения таких заимствований, относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении.

Учитывая, что в рассматриваемых в запросе ситуациях вексель является долговым обязательством и одним из средств оформления заимствования, согласно которому налогоплательщик предоставляет во временное пользование денежные средства организации, выпустившей вексель и предоставившей его налогоплательщику, при погашении и реализации векселя налогоплательщиком к стоимости его приобретения применяется подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде процентов, полученных по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

Поэтому, при предъявлении налогоплательщиком указанного векселя к погашению векселедателю, в доходы включаются суммы процентов (дисконта), определяемые на дату поступления средств по данному векселю (письмо ФНС от 08 апреля 2005 г. № 22-1-11\104).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 гл. 26.2 НК РФ организации при определении объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 250 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту.

Исходя из этого, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы в виде положительной курсовой разницы.

Перечень расходов, принимаемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому налогоплательщиками в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Расходы в виде отрицательной курсовой разницы ,в соответствии с п. 1 ст. 346 также включены перечень расходов.

При использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселей признать датой получения доходов дату оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу (ст. 273 НК РФ).


Пример

Налогоплательщиком в счет произведенных работ от организации– векселедателя получен вексель на сумму 500 тыс. руб. Оплата по нему должна быть произведена в феврале текущего года. В конце месяца от векселедателя была получена информация о невозможности погашения векселя и согласии на передачу его в марте текущего года третьему лицу.

В этом случае вексель, переданный третьему лицу, будет учтен при определении доходов налогоплательщика в марте текущего года.

Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ, применительно к порядку, предусмотренному для налога на прибыль организаций ст. 254, 255, 263, 264, 268 и 269 НК РФ, учитываются расходы, указанные в подп. 5, 6, 7, 9—21 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 НК РФ указанные расходы налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признаются при определении налоговой базы по единому налогу в полной сумме после их фактической оплаты.

Перечень видов расходов, на которые можно уменьшать налоговую базу по единому налогу, ограничен ст. 346.16. НК РФ

1) расходы на приобретение основных средств;

2) расходы на приобретение нематериальных активов;

Расходы на основные средства и нематериальные активы, т.е расходы связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств и приобретением, а также созданием нематериальных активов (п. 1,2 ст. 346.16 НК РФ (в ред. Закона от 21.07.2004 № 101-ФЗ).

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество (Расходы, производимые при сдачи в аренду складских, офисных и торговых помещений суммы арендной платы, предъявляемые организацией арендаторам, не могут уменьшаться на суммы коммунальных платежей, уплачиваемых арендаторами самостоятельно энерго– и водоснабжающим организациям, поскольку эти платежи относятся к расходам по содержанию помещений, передаваемых в аренду.В случае, если договорами аренды предусматривается уплата коммунальных платежей арендаторами самостоятельно сверх сумм арендной платы, сумму этих платежей арендодатель должен учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по единому налогу (письмо 16.08.2005 № 03-11-04-\2\48));

5) материальные расходы (при учете расходов на приобретение сырья и материалов нужно руководствоваться положениями ст. 254 НК РФ, согласно пункту 5 которой при определении налоговой базы не учитывается стоимость остатков товарно-материальных ценностей, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца);

6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) расходы на все виды обязательного страховании работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам) (Порядок учета в составе расходов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, положения п. 2 ст. 346.16 НК РФ не распространяются. Поэтому эти суммы налога не включаются в стоимость товарно-материальных ценностей, учитываемых в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 254 НК РФ. Не включаются они и в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг). Указанный налог в полной сумме учитывается в составе расходов в отчетном периоде его уплаты);

Полученные доходы можно уменьшить «на сумму НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным организацией и подлежащим включению в состав расходов в соответствии со ст. 346.16 НК РФ и ст. 346.17 НК РФ» (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). По вопросу учета сумм НДС по приобретенным ОС у МНС России и Минфина России недавно существовали противоположные мнения. Сотрудники налогового ведомства в своих частных ответах придерживались точки зрения, что «упрощенцам» в стоимость основного средства нужно включать НДС, ранее уплаченный поставщикам этого актива (Письма УМНС России от 29 марта 2004 г. № 21– 09/21077 и от 10.09.2004 № 21-09/58952). Сотрудники Минфина считали, что «НДС, уплаченный при приобретении основных средств и нематериальных активов налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, является невозмещаемым налогом. Поэтому сумма налога включается в стоимость приобретаемых объектов или в расходы в порядке, установленном ст. 346.16 НК РФ» (Письма Минфина России от 04.11.2004 № 03-03-02-04/1/44 и от 08.06.2005 № 03-03-02-04/1/140).

9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

(п. 11 в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ)

12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

13) расходы на командировки, в частности на:

проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги, при этом не важно какая организация оказала вам эти услуги;

16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

17) расходы на канцелярские товары;

18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров. В случае если организацией сырье, материалы, а также услуги производственного характера списаны в производство в период применения упрощенной системы налогообложения, а оплачены после перехода на общеустановленный режим налогообложения с использованием метода начисления, то расходы по оплате данных сырья, материалов, а также услуг производственного характера признаются расходами при переходе на общеустановленный режим налогообложения;

24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

31) судебные расходы и арбитражные сборы;

32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

33) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 НК;

34) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

35) расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;

36) расходы по вывозу твердых бытовых отходов.

С 1 января 2008 года перечень расходов увеличился, в соответствии с изменениями внесенными Федеральным законом от 17.05.2007 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –Закон № 85-ФЗ), налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, может дополнительно уменьшить полученные доходы на величину следующих расходов:

1) на приобретение товаров для перепродажи;

2) по вывозу твердых бытовых отходов;

3) на обслуживание контрольно-кассовой техники;

4) на стоимость достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения основных средств.

По вопросу отнесения на расходы сумм оплаты по вывозу твердых бытовых отходов сообщаем, что в соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК начиная с 1 января 2008 г. налоговая база по налогу, исчисляемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, может уменьшаться на величину расходов по вывозу твердых бытовых отходов.

Таким образом, налогоплательщик будет иметь право учесть в составе расходов оплату по вывозу твердых бытовых отходов, однако это будет возможно только после вступления в силу данного положения, то есть после 1 января 2008 г., при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за налоговый период 2007 г.

По вопросу учета налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, расходов по оплате бухгалтерских услуг при отсутствии у организации, предоставляющей такие услуги, лицензии на осуществление аудиторской деятельности сообщаем следующее. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации осуществляют свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом. Вместе с тем на основании подп. 15 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики вправе при исчислении налога учесть в составе расходов расходы на бухгалтерские услуги.

В соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в зависимости от объема учетной работы ведение бухгалтерского учета может быть передано на договорных началах централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. При этом указанный Федеральный закон и законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности не предусматривают обязанности организации, оказывающей бухгалтерские услуги, иметь лицензию на осуществление указанного вида деятельности.

По вопросу учета расходов по передаче отчетности в электронном виде в налоговые органы через аудиторские организации сообщаем, что указанные расходы могут учитываться при исчислении налога на основании подп. 18 п. 1 ст. 346.16 Кодекса как расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи.

В соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ, а также, принимая во внимание кассовый метод учета доходов и расходов, расходы по оплате стоимости приобретенных для дальнейшей реализации товаров признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы по единому налогу на дату их осуществления (дату получения доходов от реализации таких товаров).

Пунктом 1 ст. 272 «Порядок признания расходов при методе начисления» гл. 25 НК РФ предусмотрено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений данной главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, и определяются с учетом положений статей 318—320 НК РФ.

Стоимость покупных товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации (п. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Если организацией товар приобретен и оплачен поставщику в период применения упрощенной системы налогообложения, а доход от реализации данного товара получен организацией после перехода на общий режим налогообложения с использованием метода начисления, и право собственности на данный товар перешло к покупателю после перехода указанного налогоплательщика на общий режим налогообложения, расходы по оплате покупной стоимости товаров признаются расходами при переходе на общий режим налогообложения.

Если организацией приобретен и отгружен товар в период применения упрощенной системы налогообложения и право собственности на данный товар перешло к покупателю до перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения, а доход от реализации данного товара получен организацией и оплата товара поставщику произведена после перехода на общий режим налогообложения с использованием метода начисления, то расходы по оплате покупной стоимости товаров не учитываются налогоплательщиком ни при расчете налоговой базы по единому налогу, ни при расчете налоговой базы по общеустановленной системе налогообложения.

Перечень расходов «упрощенца» дополнен с 2006 года и другими затратами, которые раньше учитывать при исчислении налоговой базы по единому налогу не разрешали:

– расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

– расходы, на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

– расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

–расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

– судебные расходы и арбитражные сборы;

– расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате организации, и т.д.

Затраты признаются в составе расходов после их фактической оплаты, а именно:

1) материальные расходы и расходы по оплате труда – в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц.

При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.


Пример

Организацией, применяющей УСН, приобретены в январе 2007 г. материально– производственные запасы на сумму 236 тыс. руб. с НДС. Оплата МПЗ полностью произведена в январе 2007 г. до начала их поставки. В этом же месяце передано в производство 50%, закупленных МПЗ на сумму 118 тыс. руб.

Налогоплательщик имеет право учесть в расходах за январь 2006 г. 118 тыс. руб., хотя оплата была произведена полностью за всю поставку.


2) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, – по мере реализации указанных товаров.

При этом налогоплательщик имеет право для целей налогообложения использовать один из методов оценки покупных товаров: по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товаров.

Согласно письма Минфина России от 13.05.2005 № 03-03-02-02/70, расходы налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, по оплате стоимости покупных товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, признаются при определении налоговой базы по единому налогу в полной сумме после их фактической оплаты, независимо от времени реализации товаров.

При определении материальных расходов, согласно п. 5 статьи 254 НК Российской Федерации (далее – Кодекс), не учитывается стоимость остатков товарно-материальных ценностей, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца.

При этом разъяснения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 письма МНС России от 11.06.2003 № СА-6-22/657, в части распространения на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, порядка учета доходов и расходов, предусмотренного ст. 273 НК РФ, были признаны не соответствующими действующему налоговому законодательству.

В соответствии с п. 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 101– ФЗ «О внесении изменений в гл. 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», расходы по приобретению товаров для дальнейшей реализации должны учитываться по мере их реализации, а расходы по приобретению сырья и материалов – по мере их списания в производство.


Пример

Налогоплательщик, применяющий УСН, приобрел в январе 2007 г. товары для перепродажи: 5 января – на сумму 140 тыс. руб. с НДС, 12 января – на сумму 160 тыс. руб. с НДС, 19 января – на сумму 175 тыс. руб. с НДС, 26 января – на сумму 190 тыс. руб. с НДС. Товар был оплачен в январе. Доставка товаров осуществлялась организацией– поставщиком, дополнительная плата за нее составила 20 тыс. руб. На 1 января 2007 г. на складе остаток товаров составил сумму 30 тыс. руб. По состоянию на 1 февраля 2007 г. реализовано 80% товара, или на сумму 556 тыс. руб. по стоимости последних по времени приобретения.

Расходы по доставке 20 тыс. руб. учитываются налогоплательщиком полностью в январе 2007 г.


3) учесть расходы на уплату налогов и сборов в размере, фактически уплаченном, а при наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учесть в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

Статьи 13—15 НК РФ устанавливают федеральные, региональные и местные налоги, а налогоплательщик, применяющий УСН, не платит только НДС, налог на прибыль, налог на имущество, единый социальный налог (за исключением уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование). Кроме того, организации, применяющие УСН, производят уплату НДС по законодательству РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

4. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов учесть в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ в последний день отчетного (налогового) периода, но при условии их полной оплаты и использования для осуществления предпринимательской деятельности.

Если в счет оплаты товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав организация выдала вексель в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1094 «Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения», то расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав подлежат учету после оплаты векселя. Но если плательщик УСН имел вексель третьего лица и передал его в оплату приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, то в этом случае расходы учитываются на дату передачи указанного векселя. Указанные расходы и соответствующие п. 5, 2 ст. 346.17 учитываются исходя из цены договора, но не выше суммы долгового обязательства, указанного в векселе.

Так как при учете доходов и расходов по методу оплаты не возникают суммовые разницы, то в п. 3 ст. 346.17 НК РФ внесено уточнение о том, что если налогоплательщик определяет доходы и расходы согласно требованиям этой статьи, то есть кассовым методом, то суммовые разницы при заключенных договорах в условных единицах не учитываются при исчислении налоговой базы.


Пример

Организация, перешедшая на УСН, заключила договор на поставку материалов 30.08.2007 на сумму 5000 долл. США по курсу 28,4368 руб. за 1 долл. США, или 142,2 тыс. руб. Материалы были организацией– поставщиком поставлены 01.09.2007 (в оценке 142,8 тыс. руб.), а оплата произведена 05 сентября 2007 г. в сумме 141,5 тыс. руб.

Материалы полностью списаны были на затраты производства в августе 2007 г., а учтены в сентябре и в оценке 141,5 тыс. руб.


Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, имеют право уменьшать (но не более чем на 30%) исчисленную ими за налоговый период налоговую базу по единому налогу на сумму убытков, полученных ими по итогам предыдущих налоговых периодов применения данного специального налогового режима.

Сумма не учтенных налогоплательщиками при исчислении налоговой базы за налоговый период убытков подлежит переносу на будущее.

Перенос убытков может быть осуществлен налогоплательщиками не более чем на десять очередных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, по итогам которого впервые получены убытки.

В этих целях убытки, полученные налогоплательщиками за каждый очередной налоговый период из десяти следующих за налоговым периодом, по итогам которого впервые были получены убытки, суммируются с остатком ранее не перенесенных убытков. При этом совокупная сумма переносимых убытков не может превышать 30% налоговой базы за истекший налоговый период.

Убытки, не перенесенные на ближайший (ближайшие) следующий (следующие) налоговый (налоговые) период (периоды), могут быть перенесены полностью, либо частично (в зависимости от их суммы) на следующий за ним (за ними) налоговый период из оставшихся следующих налоговых периодов.

Неперенсение ранее полученных убытков на ближайший (ближайшие) следующий (следующие) налоговый (налоговые) период (периоды) не продлевает установленный п. 7 ст. 346.18 НК РФ предельный срок перенесения убытков на будущее.


Пример

Налогоплательщик получил по итогам налогового периода 2006 г. доходы в сумме 1 200 000 руб. и понес расходы в сумме 1 550 000 руб.

Таким образом, по итогам данного налогового периода налогоплательщик получил убыток в сумме 350 000 руб. (1 200 000 руб. – 1 550 000 руб.).

По итогам налогового периода 2006 г. налогоплательщик получил доходы в сумме 1 100 000 руб. и понес расходы в сумме 800 000 руб.

Налоговая база по единому налогу за налоговый период 2006 г. составляет 300 000 руб. (1 100 000 руб. – 800 000 руб.).

Сумма убытка, уменьшающая налоговую базу за налоговый период 2006 г., составляет 90 000 руб. ((300 000 руб. x 30 : 100) < 350 000 руб.).

Сумма единого налога, подлежащая уплате за налоговый период 2006 г., составляет 31 500 руб. ((300 000 руб. – 90 000 руб.) x 15 : 100).

Оставшаяся часть неперенесенного убытка в сумме 260 000 руб. (350 000 руб. – 90 000 руб.) учитывается налогоплательщиком при исчислении налоговой базы за следующие налоговые периоды.

По итогам налогового периода 2007 г. налогоплательщик получил убыток в сумме 150 000 руб.

Налоговая база и сумма единого налога не исчислялись.

По итогам налогового периода 2008 г. налогоплательщик получит доходы в сумме 1 620 000 руб. и понес расходы в сумме 1 390 000 руб.

Налоговая база по единому налогу за налоговый период 2008 г. составит 230 000 руб. (1 620 000 руб. – 1 390 000 руб.).

На начало 2008 г. общая сумма ранее не перенесенного убытка составляет 410 000 руб. (260 000 руб. + 150 000 руб.).

Сумма убытка, уменьшающая налоговую базу за налоговый период 2008 г., будет равна 69 000 руб. ((230 000 руб. x 30 : 100) < 410 000 руб.).

Сумма единого налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода 2008 г., составит 24 150 руб. ((230 000 руб. – 69 000 руб.) x 15 : 100).

Сумма убытка, подлежащая переносу на следующие налоговые периоды, составляет 341 000 руб. (410 000 руб. – 69 000 руб.).

Исчисление налоговой базы и суммы единого налога, подлежащей уплате по итогам следующих налоговых периодов, производится в аналогичном порядке.


Пример

Налогоплательщик получил по итогам налогового периода 2006 г. доходы в сумме 640 000 руб. и понес расходы в сумме 780 000 руб.

Таким образом, по итогам данного налогового периода налогоплательщик получил убыток в сумме 140 000 руб. (640 000 руб. – 780 000 руб.).

По итогам налогового периода 2007 г. налогоплательщик получил доходы в сумме 830 000 руб. и понес расходы в сумме 275 000 руб.

Налоговая база по единому налогу по итогам налогового периода 2007 г. составляет 555 000 руб. (830 000 руб. – 275 000 руб.).

Сумма убытка, уменьшающая налоговую базу за налоговый период 2007 г., составляет 140 000 руб. ((555 000 руб. x 30 : 100) > 140 000 руб.).

Таким образом, сумма убытка, полученного налогоплательщиком по итогам налогового периода 2006 г., полностью учитывается им при исчислении налоговой базы по единому налогу за налоговый период 2007 г.

Сумма единого налога, подлежащая уплате за налоговый период 2007 г., составляет 62 250 руб. ((555 000 руб. – 140 000 руб.) x 15 : 100).