Главная Типичные ошибки Отражение операций по возврату товаров



Отражение операций по возврату товаров
05.12.12 14:05

Бухгалтерами очень часто допускаются ошибки при отражении операций по возврату товаров.

Все случаи возврата товара можно разделить на два вида:

1. Возврат поставщику качественного товара по дополнительному соглашению (наиболее частая причина – товар плохо реализуется);

2. Возврат некачественного товара: брак, некомплект и иные причины, предусмотренные ГК РФ или договором купли-продажи (договором поставки).


1. Возврат качественного товара

Возврат качественного товара поставщику возможен лишь путем обратной реализации. При этом происходит переход права собственности от поставщика к покупателю. Если покупатель купит у поставщика качественный товар и последний надлежащим образом исполнит свои обязательства по договору купли-продажи (договору поставки), то оснований для отказа от части товара и возврата его поставщику у покупателя нет. Поэтому если поставщик и покупатель договорятся о возврате поставленного товара, то фактически между сторонами возникнет новый договор, в котором поставщик и покупатель меняются местами друг с другом. В договоре укажите причины возврата товара, условия возврата и цену возвращаемого товара.

Принятие поставщиком к вычету сумм НДС по приобретенным (возвращенным) товарам осуществляется в соответствии с действующим порядком, то есть по мере их оплаты (возврата ранее полученной оплаты) и оприходования при обязательном наличии счета-фактуры, подтверждающего стоимость приобретенных (возвращенных) товаров с соответствующей регистрацией в книге покупок (Письма УМНС России по г. Москве от 18 марта 2003 года №24-11/14735, от 27 ноября 2003 года №24-11/66327).

В случае если возврат качественного товара продавцу-плательщику НДС производится покупателем, не являющимся плательщиком НДС, тогда стоимость возвращаемого покупателем товара не будет содержать в себе НДС и поэтому поставщик не будет иметь возможности поставить у себя к вычету НДС по возвращенному товару.


2. Возврат некачественного товара

Возврат покупателем некачественного товара следует рассматривать как отказ покупателя от исполнения договора купли-продажи (договора поставки). При этом происходит существенное нарушение продавцом условий договора по качеству, ассортименту, комплектности, упаковке или других условий поставки товара. В данном случае договор купли-продажи в части некачественного товара согласно ст. 450 ГК РФ считается расторгнутым.

При поставке товара, оказавшегося бракованным, право собственности на этот товар к покупателю не переходит. Соответственно согласно ст. 39 НК РФ реализации этого товара нет. Покупатель, принимая товар от поставщика, обязан проверить количество и качество полученного товара. ГК РФ дает покупателю право не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора (п. 1 ст. 460 ГК РФ, ст. 464 ГК РФ, п. 1 ст. 466 ГК РФ, п. п. 1, 2 ст. 468ГК РФ).

Несоответствие товара условиям поставки может быть обнаружено как на стадии приемки товара от поставщика, так и на стадии реализации.

При обнаружении брака на стадии приемки товара такой товар на баланс покупателем не приходуется. Возврат некачественной продукции оформляется актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке материальных ценностей (унифицированная форма ТОРГ-2). При возврате товара поставщик (продавец) возвращает все уплаченные ему средства. Транспортные расходы по возврату некачественной продукции также несет поставщик (продавец).

Поступивший товар должен учитываться по дебету забалансового счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» до момента возврата поставщику. При возврате поставщику товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи, счет 002 кредитуется. Если выявлен брак не всей партии товара, а только его части, то по дебету счета 002 отражается только часть бракованного товара, а товар надлежащего качества принимается к учету с отражением на счете 41 «Товары».

При обнаружении брака после оприходования товара покупатель также должен составить акт о выявлении некачественного товара. Унифицированной формы этого акта законодательством не предусмотрено, поэтому в качестве образца можно взять унифицированную форму акта ТОРГ-2 (акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке материальных ценностей), изменив название этого акта.

После составления акта покупатель должен направить поставщику уведомление или претензию о выявленных недостатках в качестве товара. В направляемой поставщику претензии обязательно укажите:

● ссылку на договор поставки или договор купли-продажи;

● детальное описание товара и характер брака по каждому изделию (вид товара, номер партии и др.);

● ссылку на документ (акт) о браке с указанием составивших его лиц;

● четкое изложение требований покупателя относительно выявленной некачественной продукции;

● ссылки на приведенные выше нормы гражданского законодательства в обоснование своей позиции;

● ссылку на заключение независимой экспертизы.

Далее покупатель выписывает товарную накладную по форме ТОРГ-12. При возврате некачественного товара покупатель не должен выставлять счет-фактуру на возврат товара (Письмо УМНС России по Московской области от 29 октября 2003 года №06-21/18752/931).

В случае согласия с претензиями покупателя поставщик принимает бракованный товар по накладной, выписанной покупателем (унифицированная форма ТОРГ-12).

В бухгалтерском учете данные хозяйственные операции отражаются следующими записями:

У поставщика:

Пример 6. Отражение операций по возврату товаров

У покупателя:

Пример 6. Отражение операций по возврату товаров

Порядок возврата товаров, приобретенных по договору розничной купли-продажи, регламентируется гл. 30 ГК РФ и Законом РФ от 09 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».

Однако есть товары, которые не подлежат возврату. Их Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года №55. К таким товарам относят парфюмерию, текстиль, ювелирные изделия, автомобили и др.

Для товаров, которые не попадают в этот перечень, законодательством предусмотрены следующие случаи их возврата:

● продавец не предоставил покупателю возможность получить полную и достоверную информацию о приобретаемом товаре при его продаже (п. 3 ст. 495 ГК РФ, ст. 12 Закона);

● покупателю продан товар ненадлежащего качества при приобретении товаров надлежащего качества (п. 3 ст. 503 ГК РФ, ст. 18 Закона);

● приобретенный товар не подошел покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (ст. 25 Закона).

В подобных случаях на продавца возлагается обязанность принять проданный товар обратно и вернуть деньги покупателю.

Документальное оформление и учет операций по возврату товаров регламентируются Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 N 1-794/32-8.