Переоценка
Переоценка

Под влиянием инфляции балансовая стоимость автотранспортных средств может существенно отклоняться от стоимости их воспроизводства в современных условиях. Устранить это несоответствие позволяет переоценка. Переоценка носит добровольный характер и может проводиться коммерческими организациями по группам однородных автотранспортных средств не чаще 1 раза в год (на начало отчетного года (п. 15 ПБУ 6/01)).

Намечая проведение переоценки, предприятие, повышая за счет роста стоимости активов показатели своего имущественного и финансового состояния (стоимость чистых активов, размер уставного капитала), увеличивает и налоговые обязательства по налогу на имущество. В свою очередь уценка занижает кредитную и инвестиционную привлекательность автомобильного предприятия. Дополнительным сдерживающим фактором в принятии решения о проведении переоценки является трудоемкость этой процедуры, даже если она осуществляется специально созданной комиссией предприятия или при помощи сертифицированных оценщиков. Переоценивая автотранспорт, предприятие поставлено перед необходимостью лавировать между экономией на налогах и общей коммерческой привлекательностью. Поэтому вопрос о необходимости переоценки может решить только руководство предприятия исходя из его текущего финансового состояния и поставленных целей.

Целями дооценки являются:

1) привлечение инвесторов;

2) увеличение уставного капитала посредством увеличения номинальной стоимости акций за счет добавочного капитала, сформированного в результате переоценки;

3) повышение регулируемых цен и тарифов. При дооценке амортизационные отчисления в бухгалтерском учете увеличатся, это экономически обосновывает рост цен и тарифов в условиях государственного регулирования;

4) получение кредита под залог автотранспорта, обеспечение гарантий в сделках своим имуществом.

Целями уценки являются экономия на налоге на имущество и определение реальной рыночной стоимости автомобиля, моральный износ которого не учтен в балансовой стоимости.

Чтобы получить право на переоценку, в соответствии с ПБУ 1/98 нужно закрепить это положение в учетной политике организации. Решение о проведении переоценки оформляется распорядительным документом (приказом руководителя) (п. 45 Методических указаний). Примерное содержание приказа о переоценке должно, как минимум, содержать следующие пункты:

1) провести переоценку по состоянию на 01.01.2008 г. следующих транспортных средств (перечень);

2) при проведении переоценки использовать пересчет по рыночным ценам на аналогичные транспортные средства;

3) для проведения переоценки назначить комиссию в следующем составе (перечень членов комиссии).

Результаты переоценки отражаются в специальной ведомости, которая оформляется в произвольной форме, в ней нужно указать:

1) наименование автомобиля;

2) дату переоценки;

3) коэффициент переоценки основных средств;

4) новую стоимость имущества и порядок ее расчета;

5) общую сумму уценки (дооценки) автомобиля;

6) сумму, на которую надо уменьшить (увеличить) первоначальную стоимость автомобиля;

7) сумму, на которую надо уменьшить (увеличить) начисленную по нему амортизацию.

На основании ведомости составляется бухгалтерская справка, приведем образец справки.

«Комиссией в составе директора, главного бухгалтера, главного инженера в соответствии с приказом от ____________________ № ____________________ была проведена переоценка транспортных средств по состоянию на 1 января 2008 г. Результаты переоценки приведены в ведомости № 1 от 1 января 2008 г.

В бухгалтерском учете данные по переоценке отражаются следующими записями:

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»,

Кредит счета 01 «Основные средства» – отражена сумма уценки первоначальной стоимости основных средств;

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»,

Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – отражено уменьшение начисленной амортизации».

Если решение о переоценке будет принято, то в дальнейшем такая переоценка должна производиться регулярно, чтобы стоимость автотранспорта, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости (абз. 2 п. 15 ПБУ 6/01).

Переоценку можно проводить не чаще одного раза в год и с учетом существенности отклонений балансовой стоимости от текущей восстановительной стоимости.

Отказ в дальнейшем от регулярных переоценок может расцениваться как изменение учетной политики (письмо Минфина РФ от 07.02.2005 г. № 07-03-01/93), которое может производиться (п. 16 ПБУ 1/98) при:

1) изменении в законодательстве РФ или нормативных актах по бухгалтерскому учету;

2) разработке организацией новых способов бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности предприятия.

В последних двух случаях изменение учетной политики, в том числе отказ от переоценки, производится в добровольном порядке самой организацией.

Изменения в учетной политике организации должны быть обоснованы, обособленно раскрыты в бухгалтерской отчетности, оформлены соответствующей организационно-распорядительной документацией (п. 17, 18, 21, 22 ПБУ 1/98). Изменения, которые оказывают существенное влияние на финансовые результаты организации, должны получить денежную оценку. При этом организация проводит сопоставление соответствующих показателей минимум за 2 года, предшествующих году, в котором будут применяться изменения в учетной политике, которые вводится с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим приказом. В соответствии с п. 23 ПБУ 1/98 организация обязана раскрыть информацию об изменении учетной политики в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчет ности.

Пример

Организация в 2007 г. переоценивала автомобили, их суммарная восстановительная стоимость на 01.01. 2007 г. составляла 5 430 000. Рыночная стоимость автомобилей на 01.01.2008 г. равна 5 950 000 руб. В учетной политике организации прописан уровень существенности в размере 6 %. Требуется посчитать, какие активы подлежат переоценке в 2008 г. Рыночная стоимость автомобилей больше восстановительной стоимости на 520 000 руб. (5 950 000 руб. – 5 430 000 руб.). Чтобы определить, является ли эта разница существенной, надо найти в восстановительной стоимости ее долю, которая будет равна 9,58 % (520 000 руб. / 5 430 000 руб. x 100 %). Это существенное отклонение рыночной стоимости автомобилей от балансовой, поэтому организация должна отразить результаты переоценки в бухгалтерском учете.

Переоценивать основные средства можно двумя способами – методом прямого пересчета по документально подтвержденным ценам и методом индексации.

Метод прямого пересчета означает, что рыночная стоимость основного средства определяется исходя из любых документов – заключения оценщика, данных от производителя, статистических служб, торговых инспекций, информации в СМИ и специальной литературе.

Метод индексации подразумевает, что организация корректирует стоимость основных средств на индексы инфляции, разрабатывать такие индексы должен Росстат. Однако официально они не публикуются, поэтому метод индексации на практике не применяется.

При переоценке дорогостоящих транспортных средств лучше прибегнуть к услугам оценщика, ведь если имущество подешевело, то организация будет платить с него меньший налог на имущество.

Если стоимость транспортного средства увеличилась, результаты переоценки отражаются на счете 83 «Добавочный капитал» в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства». Если же в прошлые периоды была произведена уценка актива, то равную ей сумму дооценки нужно отразить на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Если в предыдущие периоды была проведена дооценка этого транспортного средства, то равную ей сумму уценки надо отразить на счете 83 «Добавочный капитал».

После переоценки транспортного средства корректируется амортизация, начисленная до 1 января того года, когда изменена стоимость основного средства.

Если увеличение стоимости актива в текущем году больше, чем его уценка в предыдущие периоды, поступают следующим образом. Величину дооценки, равную сумме предыдущей уценки, отражают на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», а величину превышения отражают на счете 83 «Добавочный капитал». Изменение амортизации учитывается на тех же счетах в соответствующей доле.

Аналогичным образом поступают с уценкой большей, чем величина дооценки в прошлые годы. На практике группы однородных объектов для переоценки соответствуют Классификации транспортных средств, включаемых в амортизационные группы.

В целях оптимизации налогообложения или финансовых показателей правильнее проводить не сплошную переоценку транспортных средств, а отдельные группы однородных транспортных средств, в большей степени влияющих на эти показатели.

В налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, результаты переоценок основных средств не отражаются. Они не учитываются в качестве дохода или расхода при формировании налоговой базы, не принимаются при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества (абз. 6 п. 1 ст. 257 НК РФ). Автотранспортные предприятия не могут экономить на налоге на прибыль за счет проведения дооценки транспортных средств и увеличения размеров амортизационных отчислений, но у них остается возможность экономить на налоге на имущество в случае проведения уценки.

Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 216-ФЗ, вступивший в силу 01.01.2008 г., установил порядок расчета среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объктом налогообложения за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученное в результате сложения. Сумму остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, т. е. 31 декабря. Несмотря на то что начало действия Закона – 01.01.2008 г., в письме Минфина РФ от 06.09.2007 г. № 03-05-06-01/99 разъяснено, что новый порядок должен применяться при расчете налога на имущество организаций за 2008 г.

Глава 21 НК РФ не предполагает единого подхода к учету результатов переоценки. В некоторых случаях результаты переоценки принимаются при исчислении НДС, в других должны быть исключены. По автотранспортным средствам восстановлению подлежат суммы НДС в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (п. 3 ст. 170 НК РФ), при этом необходимо обеспечить возможность установления такой суммы.

Пример

Автотранспортное предприятие переоценивает транспортное средство, приобретенное в 2002 г. по цене 944 000 руб. (в том числе НДС144 000 руб.), на 1 января 200 7 г. раннее транспортное средство не переоценивалось. Первоначальная стоимость транспортного средства составляет 800 000 руб. Текущая восстановительная стоимость1 000 000 руб. Начисленная амортизация на дату переоценки200 000 руб.

В мае 2008 г. автотранспортное предприятие передает переоцененное транспортное средство в счет вклада в уставный капитал. Рассчитаем сумму НДС, подлежащую восстановлению в бюджет. Для этого нужно найти размер условно начисленной амортизации за период с 01.01.2007 г. (первая переоценка) по 01.05.2008 г. (на момент передачи в уставный капитал) без учета переоценок. Размер условно начисленной амортизации составит 113 333 руб. (800 000 руб. / 10 лет /12 месяцев x 17 месяцев). Остаточная стоимость автомобиля без учета переоценок равна 486 667 руб. (800 000 руб. – 200 000 руб. -113 333 руб.).

Сумма НДС, ранее принятая к вычету и подлежащая восстановлению в части остаточной стоимости без учета переоценок, составит 87 600 руб. (144 000 руб./800 000 руб. x 486 667 руб.).

Сумма НДС рассчитывается в пропорции в связи с тем, что умножение остаточной стоимости транспортного средства на момент его передачи в уставный капитал без учета переоценок на ставку НДС в размере 18 % приведет к искажению суммы налога, подлежащей восстановлению в бюджет, поскольку на момент принятия к учету и принятию к вычету НДС действовала ставка в размере 20 %.

После того как была принята гл. 25 НК РФ в ст. 257 НК РФ было предусмотрено, что «…при определении восстановительной стоимости амортизируемых основных средств в целях (налогового учета) учитывается переоценка основных средств, осуществленная по решению налогоплательщика по состоянию на 01.01.2002 г. и отраженная в бухгалтерском учете налогоплательщика после 01.01. 2002 г. Указанная переоценка принимается в целях налогообложения в размере, не превышающем 30 % от восстановительной стоимости объектов основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 01.01.2001 г. (с учетом переоценки по состоянию на 01.01.2001 г., произведенной по решению налогоплательщика и отраженной в бухгалтерском учете в 2001 г.). При этом величина переоценки (уценки) по состоянию на 01.01.2002 г., отраженной налогоплательщиком в 2002 г., не признается доходом (расходом) налогоплательщика в целях налогообложения. В аналогичном порядке принимается в целях налогообложения соответствующая переоценка сумм амортизации. При проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу (гл. 25 НК РФ) переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения…». Именно поэтому большинство организаций прекратило проведение переоценок.

Однако не нужно забывать, что переоценка может быть весьма эффективным инструментом при учете интересов акционеров (участников) организаций и формировании увеличенных уставных капиталов, а так же при учете интересов организаций в условиях государственного регулирования цен и тарифов.

Например, когда налоговый и бухгалтерский учет амортизации основного средства (по положению ст. 257 НК РФ) не совпадают, акционеры могут получить нужный размер дивидендов при сближении налоговой и бухгалтерской стоимости основных средств, так как именно за счет переоценки удается найти сбалансированное решение, удовлетворяющее интересы акционеров (участников) и предприятий как хозяйствующих субъектов.